Концепция социально-психолого-логопедической службы

Социально-психолого-логопедическая служба – это система профессиональной деятельности психологов, социального педагога и логопеда гимназии, направленной на оказание психолого-медико-социально-правовой помощи, путем реализации комплекса превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации личности ребенка. При этом объектом сопровождения является образовательный процесс, предмет сопровождения - ситуация развития ребенка

    Социально-психолого-логопедическая служба – это система  профессиональной деятельности психологов, социального педагога и логопеда гимназии, направленной на  оказание  психолого-медико-социально-правовой помощи, путем      реализации      комплекса      превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации личности ребенка. При   этом   объектом   сопровождения   является   образовательный   процесс,  предмет сопровождения - ситуация развития ребенка.

   Социально-психолого-логопедическая служба является одним из существенных компонентов целостной образовательной системы.

   Социально-психолого-логопедическая служба  представляет собой единство  четырех  аспектов: научного, прикладного, практического и организационного.
   Основная задача научного направления: обоснование и разработка психокоррекционных, психопрофилактических и развивающих программ, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в образовательном процессе.

   Прикладной аспект – предполагает разработку дидактических и методических материалов для развития ребенка.

   Практический аспект службы целиком обеспечивают педагоги-психологи, логопед  и социальный педагог, задача которых – работа с детьми, коллективом класса или группы, учителями, воспитателями, родителями для решения личностных и образовательных проблем. 

   Организационный аспект - включает в себя создание действенной структуры социально-психолого-логопедической службы, признанной обеспечить полноценное социально- психологическое  сопровождение образовательного процесса.
  В работе социально-психолого-логопедической службы можно выделить два основных направления деятельности – актуальное и перспективное. 
  Актуальное направление ориентировано на решение злободневных проблем, связанных с теми или иными трудностями в обучении, воспитании дошкольников и школьников, нарушениями в их поведении, общении, формировании личности. 
  Перспективное направление нацелено на развитие индивидуальности каждого ребенка в его возрастной динамике, на формирование его готовности к созидательной жизни в обществе.

Основной целью СПЛС является создание модели социально-психолого-педагогического сопровождения обучающихся, соответствующей  миссии гимназии.

Задачи:
1. Создать комплексную систему социально-педагогической поддержки и психологической помощи всех участников образовательного процесса.
2. Содействовать развитию  индивидуальных способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов.
3. Осуществлять профилактику состояний неблагополучия субъектов гимназии (дошкольника, ученика, родителя, педагога).
4. Проводить своевременную коррекцию индивидуального развития обучающихся с дезадаптивным поведением и социально-педагогической запущенностью. 
5. Организовать социально-психологическое просвещение всех субъектов (участников) образовательного пространства гимназии.

Ведущие принципы:
1) личностно-деятельностный – организация деятельности в соответствии с возрастными и личностными особенностями детей;
2) принцип гуманизации – предполагает снятие ограничений на пути свободного интеллектуального и личностного развития каждого;
3) принцип не нанесения ущерба – предполагает такую организацию работы, что бы ни её процесс, ни её результаты не нанесли  испытуемому вред здоровью, состоянию или социальному положению;
4) принцип развития - перспективное планирование  совершенствования полученного результата и извлечение уроков и ошибок;
5) принцип сотрудничества- психолог, социальный педагог, логопед работают в тесном сотрудничестве со всеми участниками образовательного процесса;
6) принцип оптимальности (компетентности) – требует от психолога, логопеда, социального педагога браться за решение только вопросов, по которым он профессионально осведомлён и для решения которых  владеет практическими методами работы;
7) принцип законности;
8) принцип справедливости.

Основные направления деятельности:
1) психологическая диагностика, логопедическое обследование;
2) консультативная деятельность;
3) психолого-педагогическая коррекция и развитие;
4) психологическая профилактика;
5) психологическое просвещение;
6) социально-посредническая работа в ситуациях разрешения различных межличностных и межгрупповых конфликтов в школьных системных отношений.

Формы работы: 
1) индивидуальная и групповая работа;
2) семинары, тренинги, консилиумы;
3) сотрудничество с городскими психологическими центрами;
4) классно-обобщающий контроль;
5) родительские собрания, практикумы;
6) факультативы, спецкурсы;
7) олимпиады;
8) деловые игры, психологические  игры.

 

Средства социально-психолого-логопедического сопровождения образовательного процесса:
1) комплексные программы развития;
2) кабинет психологической разгрузки;
3) наличие   психологического инструментария (методики, литература, дидактический материал);
4) повышение профессионального мастерства психологов, логопеда, социального педагога;
5) психологический мониторинг.

 Психологическое сопровождение образовательного процесса способствует (приводит к результату):
1) созданию благоприятного психологического климата в коллективе;
2) стремлению обучающихся к познанию и самопознанию;
3) развитию активной творческой и социальной позиции;
4) формированию адекватного отношения к себе, к окружающим и к миру;
5) повышению психологической грамотности участников образовательного процесса;
6) укреплению психологического здоровья.